Опиум для Анны

(Фейерично)

 

Помню, глуп я был и мал,

Слышал от родителя,

Как родитель мой ломал

Храм Христа Спасителя.

Бассан-бассан-бассана,

Черт гуляет с опером.

Храм - и мне бы - ни хрена,

Опиум, как опиум

(@ А. Галич, “Поэма о Сталине”)

 

1. О религиях

 

Профессор А.И. Фурсов назвал протестантство наиболее иудаизированной версией христианства. Это правда.

Но не вся. С тем же успехом его можно считать и исламизированной версией, поскольку и у мусульман, как и у иудеев отсутствует как таковой аналог института христианской церкви, как посреднический. И хотя, вместо этого контроль над паствой в исламе усилен минаретом с муэдзином и ежедневным 5-ти кратным намазом, однако, молитва – все же дело добровольное, а мулла у правоверных мусульман, как и раввин или ребе у иудеев, – это,  прежде всего, Учитель, а НЕ посредник между Богом и людьми, как священник -- у христиан.  

То есть в обоих случаях паства, по сути, структурирована прежде всего горизонтально, по сетевому принципу. Тогда как жестко централизованная католическая вертикальная церковная иерархия Ватикана затеяла в свое время выжигание протестантов именно за то, что они, в своем стремлении к справедливости, посмели отказаться не от самого Бога, а лишь от посреднических услуг этой католической религиозно-церковной иерархии.

 

В самом деле, ну зачем Абстрактному Единому и Всемогущему чья-то последняя монета? (@ Библия, Книга Пророка Исаии, Гл. 1, ст. 11; ст. 16): «К чему Мне множество жертв ваших? Говорит Господь. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло». Люди, написавшие это в свое время – не чета нынешним обладателям “Золотых Психей” -- владели психологией не хуже Фрейда. (@ З. Фрейд, «Моисей и монотеизм»): «…Итак,  я считаю, что идея Единственного Бога, равно как и упор на Его этических требованиях и отрицании всех магических церемоний действительно были отличительными особенностями Моисеевой доктрины, поначалу не услышанной, но  постепенно, по прошествии длительного времени, возобладавшей».  Именно благодаря возобладанию этой Моисеевой доктрины и тесно связанной с ней горизонтальной структуризации иудейской паствы даже после разрушения как Первого, так и Второго Храма, и далее во все времена (@ М. Даймонт, «Евреи, Бог и История»): «…каждый еврей нес свой Храм в своем сердце» еще задолго до появления христианства. А, как ответная реакция, на все попытки посреднической иерархизации их религии, всякий раз являлись Пророки (@ З. Фрейд, «Моисей и монотеизм»): «…И именно эти люди, Пророки, стали усердно  проповедовать древнее Моисеево учение: Бог отвергает все ритуалы и жертвоприношения, он требует только веры и жизни по справедливости и не по лжи». Заметим, требует, фактически абстрактно, по сути, вовсе ничего не обещая и не давая взамен!

 

А как же звали последних известных иудейских Пророков – этих “первых диссидентов”, -- выходцев из простого народа, что призывали чтить Древнюю Веру и не признавать посредничество самопровозглашенных иерархов – первосвященников, допустивших (неужели задаром?) торговлю в Храме? Не Иоанн ли Креститель, и не Иешуа ли Га Ноцри? «Богу – богово, кесарю—кесарево», звучит, между прочим, как приговор всякой посреднической религиозно-церковной иерархии. И именно в результате борьбы этих Пророков иудаизм в целом так и остался “левополушарной” религией Единого Абстрактного Моисеева Бога, без какой либо религиозно – церковной, --  посреднической иерархии, --  ни на Небе, ни на Земле, -- отрицающей вообще какую либо материальную заинтересованность в этой Вере (@ З. Фрейд, «Моисей и монотеизм»): «Зато сам ее Бог оказался полностью очищен от сексуальности. Он был возвышен до уровня этического идеала. А этика как раз и означает запрет на удовлетворение инстинктов. Пророки не уставали напоминать, что их Бог требует от людей справедливой  и достойной жизни, иными  словами - воздержания от поблажки тем склонностям, которые,  по сегодняшним моральным стандартам, мы осудили бы как порочные. Самая ревностная вера в Господа объявлялась менее важной, чем выполнение этих этических требований».  

Однако, как писал недавно один известный финансовый умник, для него, оказывается: «Этика – это [лишь] дериватив очень высокого порядка». А потому (@ З. Фрейд, «Моисей и монотеизм»): «В результате Сын стал Богом рядом с Отцом, а по существу - вместо Отца. Будучи первоначально религией Отца, христианство постепенно превратилось в религию Сына» Ничего не поделаешь. В отличие от законов юридических, Законы диалектики неумолимы, как и Законы термодинамики.

(@ В. Г. Белинский. Из  “Письма к Гоголю”): «…Взгляните себе под ноги: ведь Вы стоите над бездною... Что Вы подобное учение опираете на православную церковь - это я еще понимаю: она всегда была опорою кнута и угодницею деспотизма. Но Христа, Христа-то зачем Вы примешали тут?! Что Вы нашли общего между Ним и какою-нибудь, а тем более, православною церковью? Он первый возвестил людям учение свободы, равенства и братства и мученичество запечатлел, утвердил истину своего учения. И оно только до тех пор и было спасением людей, пока не организовалось в церковь и не приняло за основание принцип ортодоксии.

Церковь же явилась иерархией, стало быть, поборницей неравенства, льстецом власти, врагом и гонительницею братства между людьми, - чем продолжает быть до сих пор. Но смысл учения Христова открыт философским движением прошлого века. И вот почему какой-нибудь Вольтер, орудием насмешки потушивший в Европе костры фанатизма и невежества, конечно, больше сын Христа, плоть от плоти и кость от костей Его, нежели все ваши попы, архиереи, митрополиты и патриархи, восточные и западные. Неужели Вы этого не знаете? А ведь все это теперь вовсе не новость для всякого гимназиста...» 

Бедный Белинский, это в его время – для всякого гимназиста, видел бы он, что творится у нас сегодня …

 

2. Крым.

 

Лето 2017. Крым, поселок Витино в 20 км. от Евпатории. Слегка облагороженный навесами песчаный многокилометровый пляж, тогда как в прошлом году вовсе еще девственно дикий. Чистое море. Ровные даже при шторме волны. Вокруг на огромной прибрежной территории в десятки квадратных километров плоской, как стол, степи раскинулся бывший Советский Центр дальней космической связи. Уникальное, не имеющее аналогов в мире научно-оборонное сооружение из около десятка огромных поворачивающихся тарелок радиотелескопов и неизвестно много чего еще. Говорят, что именно здесь был принят и расшифрован телевизионный сигнал с летавших к Луне американских “Апполонов”. Благодаря чему точно известно, что они там были. Закрытая в советское время территория воинской части, где, помимо прочего, тренировали приводняться советских космонавтов, позволила сохранить во многом неприкосновенным естественный природный ландшафт. Естественно, центральная улица поселка носит имя Юрия Гагарина. Витинцы –  приветливые, работящие, в поте лица зарабатывающие свой хлеб, но не жадные, и бесконечно счастливые, что Россия не позволила порезать их на куски бандеровской хунте.

 Сюда приезжают, чтобы отдохнуть от всего: от работы, от политики, от домашних проблем, от людей, от войны. Этому способствует довольно комфортная – ниже, чем на Сиднейских пляжах, плотность отдыхающих: соседи обычно не ближе 10 -15 метров и их не много. Они могут быть из Москвы, Питера, Свердловска, Новосибирска, Иркутска, Кемерово, Днепропетровска, Краматорска, Киева, Харькова, Полтавы, Донецка, Луганска… Приезжают именно сюда, десятилетиями, ежегодно, с детьми, независимо от принадлежности Крыма, национальности и политических взглядов. И это оказывается очень здорово, превращая этот пляж в уникальную площадку для свободного и спокойного общения людей из разных республик СССР, при наличии времени и обоюдного желания.

 

3. Pass_Word

 

Т.е.: Передай Слово -- это название другой площадки, организованной здесь же второй год подряд российской церковью христиан-евангелистов, проще говоря, российским сегментом протестантской церкви (ПтЦ). Земля на окраине поселка под нее была выкуплена местным отделением ПтЦ еще при Украине. И еще тогда здесь устраивались слеты (фестивали) молодых адептов украинской ПтЦ. Теперь же сюда уже второй год слетается протестантская молодежь со всей России.  Любопытно, что под вывеску ПтЦ  здесь подгребли и баптистов и пятидесятников и Бог знает, какие еще ветви и направления христианства. Но больше всего поражает количество и качество участвующей в этом мероприятии молодежи, в основном девушек и молодых женщин, на фоне заметного количества семей с детьми и просто взрослых людей разного возраста. Всего в этом году по разным данным от 2,5 до 3,5 тысяч человек. Впервые столкнувшись с этим незнакомым религиозным явлением в таком масштабе, среди устремленных в открытый космос тарелок, пытаюсь разобраться в нем в промежутках между заплывами.  

 

4. Молодежь

 

Анне 24 года. Из глубокой таежной деревни под Кемерово. Умница, два высших образования, опыт работы в полиции. Красивая, энергичная, общительная, озорная и любознательная. Уверенно воспроизводит Библию и историю Мартина Лютера. Сыплет именами и датами. Не боится никаких вопросов атеиста,  ни споров с заносчивыми в своей «истинности» адептами традиционного православия. И все это искренне, с юношеской энергией и задором. Пытаюсь “зацепить” ее за любознательность и убедить с той же энергией заняться изучением современных наук о природе. Примерно того же возраста Настя  -- из Питера – «У меня в любом городе сразу куча друзей, готовых мне помочь». Ей вторит Яна – еще моложе -- объясняет, как спокойно и защищено чувствует себя среди своих единоверцев. Соглашается со мной, что их протестантские этические нормы – это в точности моральный кодекс строителей коммунизма. Но…«Коммунисты же посмели поставить себя на место Бога!....»

Вот рядом в скудной тени от спасательной будки пристроилась группа из 5 юношей разного возраста. Тоже оттуда. Они действительно вообще не матерятся, общаясь между собой и не курят. А вот помощник пастора – из-под Питера. Лет под 40. Не скрывает, что отсидел и что к Богу его повернули в тюрьме. Его доверчиво окружает стайка симпатичных девушек, которых он называет детьми и говорит, что привез прямо из Питера на церковном автобусе. Он вдохновенно рассказывает историю распятия Христа. И хотя стиль общения – обволакивать словами и напор – все еще очень похожи на бандитский – но ни одного грубого или матерного слова.. Он чем- то похож на Луку из «Отягощенные Злом» Стругацких. «Верую, ибо абсурдно» звучало бы в его устах вполне естественно. Но он не читал Стругацких. Их вообще никто из них здесь не читал. И тем более никто не знает даже слова – диалектика. Зато глаза у девчонок при разговоре об их религии блестят, как у студентов, понявших, наконец, сложный материал. Ведь темы мастер-классов для них на этом слете – как раз та психология, что больше всего интересует молодежь:  “Как найти спутника жизни”, “Отношения – когда начинать”, и т.д.  Но каждый день в их расписании есть также и “Встреча с иностранными гостями, тема которой будет объявлена дополнительно”. Возможно это те группы англо- и испано-говорящих людей различного цвета кожи и возраста, на которых приходилось натыкаться на пляже в этом году. Мои попытки узнать содержание этих встреч успеха не имели. Неясными и противоречивыми оказались и рассказы об источниках финансирования 10 – дневного присутствия на этом слете для различных его участников. Впрочем, как и источники зарплат пасторов этой российской ПтЦ на местах. На вопрос, что их религия не помешала пастору Турчинову затеять “АТО” на Украине “Лука” заявил, что он за Турчинова не отвечает. В то же время, приверженка УПЦ МП киевлянка Наташа уверена, что причина войны – это самопровозглашенный украинский патриарх Филарет, т.е  очередная попытка очередного дележа церковной власти. И в ее уверенности, несомненно, есть большая доля житейской правды и исторической диалектики, которую полностью подтвердили и последующие события на Украине: https://www.youtube.com/watch?v=LgJJgeniEMA.

 

5. Вопросы  

 

Чем же опиум протестантства оказался для российской молодежи (и не только) слаще его традиционных православных форм? Изначальный порыв Лютера (как, в свое время, и Иисуса) к справедливости играет здесь, конечно, важную, но, думаю, отнюдь не главную роль. Те, кто организует и финансирует эту церковь в России, чутко уловили глубинный запрос нашего населения и особенно молодежи на вечные этические ценности и нормы Кантовского Нравственного Закона в нашей, смертельно уставшей уже сегодня от повсеместного криминала и олигархического произвола, Стране. Все мои собеседники с этого слета вдохновенно рассказывали о своей и их церкви бескорыстной материальной и психологической помощи падшим, обездоленным и отчаявшимся людям, которых они, таким образом, также приводят в ее лоно.

В то время, как, в точности по Белинскому, РПЦ МП занята (как в свое время католическая) обычной для вертикальной иерархии борьбой за контроль над властью, обществом и государством путем насаждения  законов о религиозных чувствах (закон о чувствах --  каково!), введения ОПК в светских школах, отъема собственности у музеев, редактирования произведений классиков, и прочих типично инквизиторских действий, ПтЦ, судя по рассказам ребят о многочисленных подобных слетах в других городах России, тихо и методично расширяет горизонтальную структуру своей паствы на основе вечных “Моисеевых” этических ценностей, не принадлежащих, на самом деле, ни одной из религиозных или идеологических доктрин, путем конкретного проведения их в жизнь. Разумеется, как и всякая иная идеология или церковь, присвоив и приписав их при этом только себе. Прячется ли до поры, как у некоторых особо рьяных адептов других христианских церквей, под этой рясой человеколюбия “кинжал или топор милосердия”, мы, вероятно, узнаем позже. Как узнаем и о том, каким, находящимся пока в тени, вертикальным структурам послужит колыбелью и/или опорой эта протестантская горизонталь, согласно диалектическому закону отрицания отрицания.   

Не стоит, также, забывать, что юность особенно остро чувствительна ко всякой фальши, которой изобилует  указанная выше бурная деятельность РПЦ МП по наступлению на светские права граждан РФ. Особенно отвратительна здесь канонизация в угоду политической конъюктуре известного кровавого убийцы и мучителя своего народа, последнего царя Николая_2. Этому не помешала ни живущая в народе память о его преступлениях, ни изобилие подтверждающих их исторических документов, из которых, впрочем, явствует, что сама РПЦ эти преступления и благословляла, опять же в полном соответствии с Белинским, за что и получила свою порцию народного гнева от Великой Октябрьской Социалистической Революции 1917 года.  

 

6. Ответы  

 

Мораль всего вышеизложенного проста.

Забвение уроков Истории всегда чревато их кровавым повторением.

Все Истории всех авраамических религий, начиная с иудаизма  (@ З. Фрейд, «Моисей и монотеизм»), последующего выделения из него Павлом христианства (@ М. Даймонт, «Евреи, Бог и История») и возникновения ислама – это истории совершенствования инструментов и (@ Ильф и Петров «12 стульев»)  «сравнительно честных» способов «добровольного отъема средств у населения»; истории совершенствования методов материального порабощения паствы посредством духовного, ярко иллюстрирующие диалектическое единство и борьбу последовательно отрицающих друг друга горизонтального и вертикального способов структуризации социума как паствы.

Осечка с первой – горизонтальной итерацией – иудаизмом вызвала к жизни вторую более успешную --вертикальную – христианство. Но этот успех, в свою очередь, породил и борьбу за власть (и за финансовые потоки) уже внутри самой христианской религиозно-церковной иерархии. Сначала это привело к учреждению папства, а затем к Расколу на католицизм и православие (с последующим дроблением на многочисленные промежуточные ветви, секты и т.п.), что политически и было оформлено как выделение Византийской империи из обломков Римской. Необходимость и жажда постоянного расширения “налогооблагаемой базы” повела православие на Восток (@ М. Даймонт, «Евреи, Бог и История»).

Князь Владимир просто прагматически выбирал из всех четырех монотеистических религий: иудаизма, ислама и обеих христианских. Православие же (см. выше Белинского) было выбрано им лишь потому, что в то время наделяло его наиболее неограниченной властью. Крещение Руси, как известно, осуществлялось затем также, огнем и мечем, и число его жертв может оказаться вполне сопоставимым с потерей населения в Гражданской войне и репрессиях в начале прошлого века (По некоторым данным при этом истреблено было до половины населения тогдашней Руси.).  

Как нас научил уже говорить Запад:  «Только бизнес. Ничего личного».

Вероятно, этот же основной согласно Питеру (@ Лоуренс Дж. Питер, «Принцип Питера», http://lib.ru/DPEOPLE/PITER/piter.txt) принцип (и инстинкт) существования любой иерархии привел к тому, что в Германии протестантская церковь недавно признала и согласилась регистрировать однополые браки. Чем существенно сократила число своих русскоязычных прихожан. Интересно, знают ли и что думают об этом мои милые витинские собеседники и собеседницы?

 

7. Выводы. О Справедливости  

 

Как заметил не так давно (вслед за Иисусом Христом и Мартином Лютером) наш Президент: «Справедливость важнее закона». Вероятно, по этой причине около 6000 лет существования “Моисеевых” этических норм привели к тому, что Высший суд государства Израиль называется «Суд Справедливости».

Что же касается нашей Страны, то, во-первых:

Кажется, что было бы справедливым, если бы наше государство, хотя бы из инстинкта самосохранения, аккуратно дистанцировалось бы сегодня от ВСЕХ религиозных и идеологических доктрин нашей многоконфессиональной в широком смысле слова Страны, как на законодательном, так и на образовательном уровне и одинаково защищало бы права и “чувства”, как верующих, так и атеистов, или не защищало бы ничьих. В связи с этим, во-вторых:

Кажется, что было бы справедливым и весьма полезным, если бы удостоверения нашим законотворцам -- депутатам и членам Правительства -- выдавали бы только после поэтапной сдачи ими экзаменов по всей многовековой Истории нашей Страны и окружающего ее Мира. А принимала бы эти экзамены комиссия из известных своей квалификацией и неподкупностью ученых – историков, авторов соответствующих учебников и монографий. Тех же депутатов, кто отказался сдавать или не сдал эти экзамены, было бы справедливо, по крайней мере, лишать права законодательной инициативы.